понедельник, 16 февраля 2015 г.

Тыж программист! - HP Compaq Mini CQ10 - лечим HDD

Давно я таким не занимался, но как говориться "и на старуху бывает проруха".

Принесли агрегат HP Compaq Mini CQ10, после включения аппарат выругался - что не вижу я диска, верни все на родину и буду я тебе работать.

Заходим в BIOS (такого куцого ужаса я давно не видел, т.к. наверное мало специализировался на стезе "Тыж программист!"), попытки провести какой либо тест HDD ни к чему не привели, вылазит ошибка "303" и дикая рекомендация от HP обратится в их сервисный центр (притом рекомендация идет в виде ссылки, а когда железка померла, как мы по этой ссылке будем идти никто не задумался), рассмешили одним словом. Ни одного мало мальски полезного инструмента в BIOS для работы с HDD я как ни старался так и не нашел.
Разбор вариантов как спасти HDD, был не надолго отложен, основной задачей стало спасение библиотеки фоток, а их оказалось изрядное количество, аж 57 гиг.
В нетбук была доблестно воткнута флешка с каким то из linux (этого добра у меня последнее время всегда хватает), им оказался Linux Mint Mate 17.1, система завелась в live режиме, подхватив и распознав по ходу все железки. Увидев размер трагедии в виде 57 гиг в несколько тысяч файлов, я призадумался, а как это все спасать? Банальное копирование на съемный диск, займет дурную кучу времени, т.к. файлов много, а сливать все это в облака, тоже не вариант, опять время.
Вспомнился старый древний способ (еще со времен MS-DOS), упаковать весь этот бардак в архив без сжатия, и перенести на внешний hdd, что и было проделано в терминале несложной командой из каталога где находились фотографии.

$ 7z a -t7z -mx0 -v2g photo.7z
(подробности о ключах и прочем можно посмотреть здесь - Wiki Ubuntu 7z)

Процедура проходила без сжатия, и все получилось довольно шустро, а потом это все было скопировано на внешний hdd, начём миссия по спасению фотографий была доблестно завершена.

Вернемся к спасению HDD.
Все попытки отформатировать его GParted или fdisk ни к чему толковому не привели, то вылазили ошибки при инициализации, то после установки какой либо системы linux вылазили ошибки записи/чтения, одним словом на диске были битые сектора и без кардинальной проверки, что либо с ним сделать не представлялось возможным, а BIOS при всех этих попытках каждый раз при включении нетбука доблестно рапортовал что у вас не в порядке жесткий диск и надо срочно бежать в сервисный центр.

Окинув взглядом имеющийся у меня зоопарк техники, я понял что могу и не справится с поставленной задачей, кук тут взгляд зацепился за старенький добрый HP Compaq nx 7400. который у меня уже давно прикручен к телевизору и исполняет роль домашнего медиацентра и всего прочего, благодаря беспроводной клавиатуре с тачпадом, он был засунут довольно далеко и в глаза бросился не сразу.

Заглянув в его BIOS, я обнаружил специальный раздел Diagnostics, а там еще и раздел Disk Sanitizer. После чего вооружившись отверткой, принялся переставлять HDD. Установив в старичка больного, я запустил Disk Sanitizer (а процесс растянулся на долго, где-то часа на 4) и пошел готовится к реанимации самого нетбука, т.к. хозяйка возжелала увидеть на нем Windows (спорить с женщинами по этому поводу бесполезно, себе потом дороже выйдет).

Т.к. у меня уже с 2008 года ни на одном из компов давно Windows не живет, я перевоспитанный привычками Linux решил данный вопрос в лоб. Скачал из инета подвернувшуюся сборку Windows 7, типа "Зверь СД" (был дико удивлен размерами всех этих сборок от 3 гиг и выше, встретил даже сборку с почти 12 гигами, после Linux, с их максимальными размерами до 1,8 гига, как то был слегка ошарашен) и с помощью команды dd залил ее на флешку. Попробовав загрузится с нее на одном из своих компов, я увидел сообщение что это не системный диск и загрузится с него никак невозможно. Даже в этом казалось бы простом вопросе и давно стандартизованном образе iso мелкомягкие ухитрились всунуть свою бяку (а может создатели этих всех сборок привыкшие к халявной Windows что-то недоучли).

Гугление данного вопроса выдало довольно много результатов, я остановился на 2 (первый, второй), все приведенные там рекомендации сработали (за исключением пары особенностей связанных с использованием мной Linux Mint Mate 17.1, т.к. он построен базе Ubuntu), приведу последовательность своих действий.
Вооруживщись GParted быстренько отформатировал флешку подходящего размера в NTFS, а после этого установил у неё флаг boot.
После этого необходимо смонтировать заранее скачанный образ Windows и переписать с него все на флешку, а образ у нас не особо в стандартах iso, так что и тут не обошлось без танцев, исходя из этого командуем в терминале

sudo mkdir /media/iso
sudo mount -o loop ~/iso/Windows7U.iso /mnt/iso/

после чего вставляем подготовленную флешку и копируем туда все с примонтированного образа.
Вроде бы уже все сделали, а как оказалось не все, еще на флешку надо загрузчик Windows записать, а это тоже оказалось не совсем тривиальным делом в Linux, хорошо есть знающие люди которые написали небольшую утилиту ms-sys.
По привычке я сразу нырнул в Launchpad, в надежде найти там этот пакет, подключить репозиторий и спокойненько его установить, а не тут то было. Пакет там этот есть, но довольно древний, да и сборка датирована аж 12 годом, хотя на сайте утилиты последние наработки датированы январем 15 года, ничего страшного, скачаем архив и соберем сами, использовать будем актуальную стабильную версию (на момент написания) 2.4.1.
Переходим в каталог где лежит скачанный архив ms-sys и командуем в терминале

tar -xzvf ms-sys-2.4.1.tar.gz
cd ms-sys-2.4.1/
sudo make
sudo make install

После чего убедимся что подготовленная нами флешка вставлена в компьютер и опять в терминале командуем

sudo ms-sys -7 /dev/sdb

Всё ..., теперь можно смело с флешки загружаться и устанавливать Windows.
Пока мы тут возились с созданием флешки, старичок HP Compaq nx 7400, почти закончил обработку нашего больного, после чего вооружившись GParted будут созданы необходимые нам разделы (уставщику Windows я это не доверяю) и начнется установка Windows (ну а это уже совсем другая история. коих в инете великое множество, и тратить время на описание столь сексуального занятия я не хочу).

0 коммент.:

Отправить комментарий